Большое интервью с доктором Гузель Ахтямовой – создательницей профессиональной линии аюрведических масел «Савитар» и первого центра Аюрведы в Башкирии, специалиста по Панчакарме и преподавателем йоги, действительным членом Национальной Аюрведической Медицинской Ассоциации (НАМА).
- Гузель, здравствуйте! Как Вы открыли для себя Аюрведу, начали применять эти знания и помогать знакомиться с этими техниками другим?
Медицинское образование я получила в Ташкенте, а позднее, в Челябинске, учась на факультете спортивной медицины и физической реабилитации и серьезно занимаясь биатлоном, могла видеть как эти знания здорово помогают применительно к физиологии человка. К сожалению, спорт из-за травмы мне пришлось оставить. Там же многие наши преподаватели практиковали йогу. Благодаря им я стала сначала заниматься сама, а потом и преподавать. Но обучая йоге, я постоянно ощущала, что с точки зрения полной картины здоровья чего-то не хватает, отсутствует какой-то пазл. Этим фрагментом стала Аюрведа, с которой меня познакомил доктор Михаил Альбертович Суботялов. Позднее, чтобы дойти до сути, я поехала на обучение в Индию, в ретритный аюрведический госпиталь, где прошла Панчакарму, работала подмастерьем. Практиковалась, углубляя свои знания с Андреем Юрьевичем Головиновым - блистательным, глубоким специалистом в области Аюрведы. Я черпала и впитывала эти знания с огромным энтузиазмом, а позже, судьба предоставила мне возможность убедиться в действенности аюрведической медицины на собственном опыте.
- Вы имеете в виду Вашу врачебную практику?
Можно сказать, что первой серьёзной врачебной практикой для меня стал опыт собственного исцеления. Ничего не предвещало беды, я продолжала учиться у А. Ю. Головинова и должна была лететь на очередную сессию в Москву, но, проснувшись однажды утром, не смогла пошевелиться: я чувствовала очень сильную боль во всем теле, казалось, что мои кости и суставы режут пилой, я оказалась полностью обездвиженной. Такой боли и такого страха я не испытывала никогда. Позже я узнала, что это была наиболее тяжелая реактивная форма ревматоидного артрита, в которую вовлечены все доши. Официальная медицина в таких случаях предлагает гормональную терапию и нестероидные противовоспалительные препараты, от приёма которых я полностью отказалась, решив применять аюрведические методы. Я использовала лечение «Амавата» [санскр. «ревматоидный артрит»] это продолжительная непростая терапия, но она дала свои результаты - постепенно я начала двигаться, боль стала медленно уходить, суставы вернулись к своему нормальному состоянию и не деформировались. Андрей Юрьевич Головинов разработал для меня программу реабилитации и болезнь отступила. Прошло больше 5 лет, но с тех пор не было ни одного рецидива. Я продолжаю заниматься йогой, выполняю довольно сложные асаны, в профилактических целях принимаю аюрведические травы и следую многим аюрведическим рекомендациям. Мне 48 лет и сегодня я чувствую себя абсолютно здоровой и счастливой.
- Были ли в Вашей жизни другие случаи, когда аюрведическая медицина оказалась столь же действенной?
Поверьте, Аюрведа может многое. Несколько лет назад я вылечила солнечный кератоз, с которым вернулась с Карибских островов. Почти год я не могла справиться с этим заболеванием, пока не начала применять аюрведические методики. С помощью Аюрведы мы вылечили эпикондилит логтевого сустава у моего мужа. Сейчас даже сложно поверить, что когда-то он не мог даже кружку держать в руке. Врач, который консультировал его, сделав рентген, был шокирован — соединительные, хрящевые ткани полностью восстановились. Конечно, лечение было долгим, мы почти постоянно держали локоть в лекарственном масле. Применяли и другие методики, пили травы. За время работы в качестве аюрведического специалиста я проконсультировала порядка 700 человек. Статистика показывает, что излечиваются все, кто адекватно и систематически применяет лечение. Те, кто выполняют рекомендации наполовину и излечиваются наполовину, просто вгоняя болезнь в состояние ремиссии.
- В центре «Савитар» Вы используете только аюрведические методики?
«Савитар» - это место, где все желающие могут приобщиться к здоровому образу жизни, посетить различные лекции, больше узнать об Аюрведе. Мы сочетаем аюрведическую медицину с современными методиками оздоровления, различными видами массажа, йоги и йогатерапии. Кроме того, у меня есть авторские методики омоложения организма. Например, особая техника массажа лица: за 35 минут я могу сделать кожу подтянутой, сияющей и здоровой. Результат виден особенно хорошо, если сделать массаж только на одну половину лица. Мощный омолаживающий эффект достигается в том числе за счёт использования качественных аюрведических масел, которые имеют очень высокую скорость проникновения, за 15-20 минут достигая костной ткани.
- Какие масла Вы используете при проведении аюрведических процедур?
Сейчас только масла собственного производства. Я перепробовала множество масел и долгое время не могла ответить на вопрос: почему во время абхъянги и других процедур масла ведут себя по-разному? Одно «шлёпает» на руках и плохо впитывается, другое впитывается лучше? Ответ я нашла, только побывав на практике в Индии и собственными глазами увидев как варят масла. Если говорить на языке химии, то в процессе вываривания масла происходит гидролиз жира. Молекула жира имеет определенный размер, а при взаимодействии с водой она расщепляется на несколько молекул меньшего размера. Именно поэтому после варки масло приобретает способность проникать через межклеточное пространство тканей организма (кожу, жировой слой, костную ткань и костный мозг), обеспечивая быструю «доставку» лекарственных компонентов. Если масло настоящее, то это происходит за 15-20 минут, и тогда можно сказать, что масло работает.
Некоторые масла, которые позиционируются как «аюрведические», вовсе не варятся, а только нагреваются до определенной температуры, после чего в них добавляются эфирные масла, часто не очень высокого качества. Такое масло «шлепает» и не имеет никакого лечебного эффекта. В аюрведических источниках сказано, что сырое кунжутное масло при приеме внутрь приносит пользу, а при нанесении на кожу может только навредить. Когда я это поняла, мы стали заказывать масла только определенных производителей, но и в этом случае, замечали, что один раз масло приходит хорошее, а в другой раз плохое.
- С чем это связано?
Я была на производстве в Индии и видела, что масло готовится в огромных чанах, в которых оно не может вывариться как следует, так как травяная паста (kalka) начинает пригорать. В вайдья-поселках [санскр. «вайдья» - «аюрведический врач»], в небольших аюрведических госпиталях в Индии масло всегда вываривается в маленьких количествах. Проследить весь процесс возможно только, когда видно дно кастрюли. Есть прямая зависимость: объемы производства возрастают — качество падает. Настоящее аюрведическое масло практически невозможно производить в промышленных масштабах, поэтому мы начали делать его сами.
- Если нельзя поставить производство на «поток», значит нельзя и заработать?
Почему? Можно. Только нужно много огневых точек, много емкостей, много людей, которые будут задействованы в производстве. Ну и возникает вопрос стоимости: сколько будет стоить это масло и кто его в конечном счете будет покупать? Даже при желании сейчас мы не сможем произвести большой объем масла. Да, мы закупаем большие промышленные плиты, но использовать их можно только для кастрюлек не более 7 литров. Это высчитано опытным путём: наливаете 10 литров и масло начинает гореть.
- С чего начиналось Ваше производство?
Первое время для личных нужд и для нужд центра я варила масло на собственной кухне. В доме стоял очень резкий запах: ароматы разных трав смешивались, впитывались в стены, в одежду, в волосы. Муж сказал: «это невозможно», — и построил на территории нашего участка отдельное помещение, небольшой домик. Уже позднее мы сделали рядом с центром полноценное производство. Сейчас там располагаются склады, комната с холодильными установками, где охлаждается гхи, два цеха: один для производства лекарственных масел, другой для мыловарения. Всё это очень облегчает жизнь. .
- Производство аюрведических лекарственных средств – это особая сфера деятельности. В России не так много компетентных специалистов в этой области. Как Вы подбираете сотрудников?
Производство очень сложный и трудоёмкий процесс. Этим могут заниматься только люди определенной конституции, очень терпеливые и ответственные. Вы правы, таких не так просто найти. Я вот смогла доверить этот процесс только близким мне людям - у меня есть две племянницы, которых я обучила, возможно, их детство, прошедшее на природе, в деревне, откликается этому делу, работе с травами, растениями. Но по-прежнему все процессы производства я контролирую сама. Так что «Савитар» это до сих пор семейное дело и, мне кажется, это довольно по-аюрведически. .
- В составе аюрведических масел часто присутствуют редкие растения и травы, которые произрастают только в Индии. Где вы берёте сырьё?
Лекарственные растения и травы нам поставляет индийская компания «Sangam Herbals». Руководитель компании, Правин Ратхи, – мой хороший знакомый. Многие травы, которые входят в состав лекарственных масел, есть и в России. Например, пущкаради – это девясил, а манжиста – это марена красильная. Эти травы, а также ромашку мы привозим с Алтая. Часто мы делаем выбор, ориентируясь на собственный опыт. Для изготовления расаяна-масла для лица используем индийскую манжисту, а для мыла – марену красильную, потому что, произрастая на Алтае в более сухом климате, она придает мылу красивый оттенок. Куркуму мы привозим из Пакистана, она имеет более яркий цвет по сравнению с куркумой из Северной Индии, которая более бледная и летучая/порошкообразная. Принимая куркуму ежедневно в больших терапевтических дозах, примерно по 3 грамма утром и вечером, я научилась отличать качественную куркуму от некачественной.
Несмотря на то, что мы работаем с проверенным поставщиком, все растения и корни мы привозим в цельном виде. Специальные сотрудники с помощью измельчителей, которые не нагреваются в процессе работы и позволяют сохранить прану (жизненную энергию) растений, перемалывают сырьё. Для нас важно, что мы можем задать необходимую скорость работы, поставить те ножи, которые обеспечивают необходимый помол.
Всё сырье мы проводим через лабораторию Роспотребнадзора, включая Гхи, кунжутное и кокосовое масло, которые также привозим из Индии. Мы поняли, что наших субъективных ощущений недостаточно, когда получили кунжутное масло смешанное с пальмовым, хотя на упаковках были все необходимые сертификаты. Сейчас мы работаем только с одним поставщиком, который поставляет нам и кунжутное, и кокосовое масло.
- Какие рецептуры Вы используете при изготовлении аюрведических лекарственных формул?
Часть рецептур разработана мной на основе знаний фитотерапии, свойств и сочетаемости трав и растений. Есть и классические рецепты Аюрведы. Я изучаю санскрит и читаю первоисточники, где записаны рецептуры. При этом, мы стараемся учитывать не только рекомендации по составу, но и технологии производства максимально приблизить к описанным в аюрведических трактатах. Так, обычное гхи мы готовим на газу, а отвары — на электрических плитах, которые обеспечивают равномерное и медленное нагревание. Чула гхи для своего центра мы готовим в печи. Это масло пока не сертифицировано, но знакомые, близкие используют только его.
- Расскажите немного о вашем уникальном мыле, которое зреет 28 дней? Это какая-то особая аюрведическая формула?
В Аюрведе как такового мыла нет. Здесь мы скорее следуем традициям русских мыловаров, хотя и используем целебные свойства аюрведических растений. Отличительная особенность нашего мыла — высокая концентрация гималайской розовой соли (62-65%). Это гипертонический раствор соли, который обладает способностью вытягивать токсины из организма, отбеливать, убирать воспаления. Розовая гималайская соль, в отличие от обычной морской, не сушит кожу, успокаивает Вата-дошу, увлажняет и питает тело, потому что помимо хлорида натрия (NaCl) содержит более 80 микроэлементов. После приготовления наше мыло зреет 28 дней при температуре +18 °С. За это время все компоненты входят в силу, остается только соль, экстракты трав и способность к мылкости.
По прошествии 28 дней мы делаем лабораторный анализ, оценивая уровень щелочи, если он показывает норму — значит мыло вызрело. Если снижен процент кокосового масла, то период вызревания может достигать и 45 дней. В общем критерий для нас не время, а качество.
- Отличается ли ваше аюрведическое соляное мыло по своим свойствам от обычного?
Оно более твердое, всегда сохраняет форму, даже если постоянно лежит в открытой мыльнице, даёт пушистую, мягкую пену, которая будет чуть меньше, чем у обычного. Несмотря на это, его очищающие способности намного выше, так как соль гораздо лучше справляется с грязевыми отложениями на коже. Если после использования обычного мыла или геля для душа появляется ощущение стянутости, то после применения нашего мыла такого не случается. Помимо соли в составе мыла эфирные вытяжки, а также целебные аюрведические травы в очень высокой концентрации. Например, в каждом кусочке мыла «Гудучи. Брахми. Ним» весом 140 грамм, будет по 1 ч.л. (2,5 – 3 г) даже не отвара, а сухого заваренного порошка каждой травы: в общей сложности 9 грамм травяного порошка на каждое мыло.
Для усиления лечебного эффекта мыло следует применять в бане в качестве маски-скраба: нанести во влажной теплой среде на распаренную кожу и оставить на 10-15 минут. Аюрведическое соляное мыло вытягивает из тканей и суставов токсины, снимает воспаления, отбеливает кожу. Оно уравновешивает Вата-дошу, поэтому применять его показано всем, кто имеет заболевания опорно-двигательного аппарата и кожи.
- Как часто можно использовать это мыло? Есть ли какие-то противопоказания для его применения?
Оно подходит для ежедневного применения (я использую его утром и вечером), а также для кожи лица и интимной гигиены. Им не стоит мыть волосы, так как из-за высокой концентрации соли они станут очень жесткими. Его не рекомендуется использовать детям до 9-10 лет, так как здоровая детская кожа имеет другой защитный барьер и не нуждается в применении соляных растворов, а вот подросткам, у которых начал меняться гормональный фон, появилась угревая сыпь и другие высыпания, — оно подойдёт идеально. Конечно, как и любой моющий раствор, наше мыло не рекомендуется наносить на открытые раны и язвы.
- Какую ещё продукцию вы изготавливаете?
Кроме мыла, мы производим пищевое топлёное масло (Гхи) двух видов: обычное и с куркумой; лечебные формулы на основе кунжутного масла (Тайлам); лекарственные масла на основе гхи (Гхритам).
- Планируете ли Вы в ближайшее время расширять ассортимент?
Сейчас процедуру сертификации проходят гхи со специями (асафетидой, кориандром и т.д.), а также уходовые, косметические масла для тела но основе масла лещины (фундука) и аюрведических трав. Они будут работать преимущественно с кожей, обладать антицеллюлитным, увлажняющим, питательным, омолаживающим воздействием. Масло лещины уникально: оно вытягивает лишнюю жидкость из тела, при этом, не оставляя липкого налета и не пачкая одежду, а потому может использоваться ежедневно. В скором времени у нас появится лекарственные формулы для приёма внутрь на основе гхи, сейчас мы официально регистрируем их в качестве БАД и после апробации в гинекологических клиниках они станут доступны для заказов. Есть целый ряд примеров, котода такие натуральные препараты успешно применялись против лейкоплакии шейки матки, уреаплазмы, а также различных вирусных влагалищных инфекциях. В скором времени в продаже также появятся аюрведические формулы на основе кокосового масла, которые мы уже давно и успешно применяем в центре в летний период.
|
- Расскажите о том, как обычно проходит Ваш день?
Мой образ жизни в течение многих лет остается неизменным. Я ложусь спать не позднее 10:30, а встаю в 4:15 утра, чтобы совершить диначарью: пью травы, очищаю кишечник, полоскаю рот кунжутным маслом, очищаю ротовую полость, принимаю душ. Я постоянно пью джатаманси – это трава молодости, которая укрепляет репродуктивную систему, отдаляет климакс, улучшает состояние кожи, даёт привлекательность. В шастрах сказано, что женщина, принимающая джатаманси, сохраняет свою красоту всегда. Большую роль для меня также играет куркума: она придаёт коже красивый оттенок, обеспечивает стабильную работу кишечника. С детства у меня были различные проблемы с кровью и только употребление куркумы в терапевтических дозах дважды в день избавило меня от патологического гемолиза и анемии. Затем в течение примерно 2 часов я читаю мантры, а также занимаюсь Кундалини и Сукшма-вьяяма йогой. В 7 я освобождаюсь от утренних манипуляций, готовлю всем завтрак и к 9 утра уезжаю на работу. Днем я могу преподавать йогу несколько раз в день, консультировать пациентов, работать на производстве. Вечером я снова принимаю душ, пью травы, совершаю вечерние медитации. Аюрведа рекомендует делать промасливание утром, но времени на это у меня не хватает, поэтому я совершаю абхъянгу вечером (зимой 2-3 раза в неделю, летом – каждый день или через день). После лечения ревматоидного артрита я использовала масло «Дханвантарам», чтобы избавиться от тугоподвижности и скрипов в суставах, сейчас чередую масла «Амрита» и «Прана». Через день я также промасливаю волосы маслом «Брингарадж», которое считаю лучшим средством для укрепления и питания волос.
Ежедневно я закапываю масло в нос: один день, смешивая в равных пропорциях «Ану тайлам» и «Кумкумади», другой день – «Кширабалу» собственного производства.
Периодически курсом я делаю клизмы с кунжутным маслом, которые омолаживают и укрепляют мои суставы. Три раза в год в течение пяти дней я закапываю масло в уши, раз в год 10-дневным курсом делаю нетробасти (масляные ванночки для глаз) и прохожу курс аюрведического массажа (Широдхара).
Кроме того, я очень щепетильно отношусь к питанию. Более 12 лет я вегетарианка и полагаю, что ревматоидный артрит я заработала именно на неправильном интернет-варианте вегетарианства, употребляя много гречки, кисломолочных продуктов и сырых овощей. Сейчас мой рацион питания обязательно включает в себя 9 продуктов, рекомендованных Аюрведой для ежедневного употребления и поддержания здоровья: ячмень, маш, рис басмати, красный рис, гхи, мед, а также некоторые растения, овощи и фрукты, подходящие моей конституции. Я нахожусь в ведической конфессии, ежедневно читаю мантры планетам и стараюсь питаться по Джйотиш [ведическая астрология], выбирая продукты в зависимости от того, какая планета влияет на данный день недели. По субботам (в день Сатурна) я практикую сухое голодание, читаю соответствующие мантры. Кроме того, я соблюдаю экадаши и в эти дни ничего не готовлю.
Как видите, я очень замороченный человек, но мне это нравится.
- Гузель, спасибо Вам за такой обстоятельный рассказ, искренность и необычайную открытость!
Каталог профессиональной линии аюрведических лечебных масел «Савитар»