Дипак Чопра – врач, объединивший достижения восточной и западной медицины, практикующий эндокринолог, философ и писатель, написавший около 80 книг, посвящённых принципам духовного, личностного и физического развития, которые сегодня читают миллионы людей, ищущих путь к себе, гуру Майкла Джексона и Мадонны, основатель и президент американской Ассоциации Аюрведической медицины. Доктор Чопра является исполнительным директором Института Шарпа по исследованию скрытых возможностей человека и психофизиологической медицине в Сан-Диего. Он преподавал в университете Тафта и медицинской школе при Бостонском университете, заведовал больницей Нью Ингленд Мемориэл. Сегодня основатель "Фонда Чопра" ведет программы совместно с Опрой Уинфри, обучает медитации тысячи людей и вносит огромный вклад в миссию оздоровления планеты - инстаграм Дипака Чопра входит в топ 10 аккаунтов, посвященных здоровью.
Интервью, которое мы публикуем сегодня, было подготовлено специально для британского журнала «Positive health» и проведено одним из крупнейших специалистов Канады, США и Великобритании в области молекулярной биологии (PhD), альтернативной и комплементарной медицины – доктором Сандрой Гудман. На русском языке оно выходит впервые.
- Вы являетесь одним из тех людей, которые рассказали много нового об Аюрведической медицине и привлекли к ней внимание широкой общественности. Одной из отличительных особенностей Аюрведы является ее индивидуальный, конституциональный подход, особенно в области питания, который резко контрастирует с такими, набирающими популярность на Западе, диетическими подходами, которые ратуют за одинаковое лечение и питание для всех – сыроедение, фруктовая диета, макробиотическая диета и т.д. Могут ли такие разные подходы взаимно дополнять друг друга и какова Ваша позиция в этом вопросе?
Я думаю, что аюрведический подход к питанию - это осознанно-ориентированный подход, так как он предполагает, что нет ничего важнее, чем осознание того, что мы взаимодействуем с продуктами питания как с частью Вселенной. Представление о том, что состояние вашего сознания в тот момент, когда вы принимаете пищу, состояние сознания повара, который приготовил её, и даже состояние сознания того фермера, который вырастил продукты, оказывают тонкое воздействие на жизненную энергию или прану, которую мы получаем из пищи, не является частью Западной диетологии.
Продукт может содержать необходимое количество углеводов, а также минералов и витаминов, вы можете знать, кем и когда он произведён, так как эта информация отображается на упаковках и этикетках большинства товаров, однако пища может не дать вам необходимое количество энергии, потому что в ней не хватает жизненной силы (праны), которая является выражением сознания в Аюрведе. Это первая отличительная особенность аюрведического взгляда на питание.
Вторая особенность – это сосредоточение внимания на вкусе как показателе того, что в действительности содержится в еде. Природа не случайно дала нам способность к ощущению вкусов. Животные в лесу не знают, сколько миллиграммов кальция содержится в их пище, однако они естественным образом чувствуют и восполняют его дефицит, руководствуясь своими внутренними сигналами. Именно поэтому, когда Аюрведа говорит о питании, она уделяет такое пристальное внимание вкусам, послевкусиям и тем качествам, которые проявляют пищевые продукты в процессе усвоения. Они приносят вам чувство тяжести или легкости, холода или тепла?.. Эти субъективные переживания являются следствием воздействия той энергии, которая поступила в тело вместе с продуктами питания. Таким образом, осознанность и вкус – два важных компонента аюрведического подхода к питанию.
Третье – это понимание того, что еда влияет на разных людей по-разному. Все знают, что некоторые люди едят много и никогда не набирают вес, в то время как другим, достаточно только посмотреть на еду, чтобы их вес начал увеличиваться.
Я думаю, что все диеты имеют право на существование, в том числе натуропатические, сыроедческие и иные, которые так широко пропагандируются сегодня. Все они работают, и все по-своему полезны, но полезны только для некоторых людей. Когда вы принимаете этот принцип, вы начинаете понимать, что побуждения людей, пишущих и утверждающих действенность той или иной диеты, очень искренни и по-своему обоснованы, потому что основываются на личном позитивном опыте этих людей. Однако не существует универсальной диеты, которая оказывала бы одинаковое воздействие на всех, потому что каждый из нас уникален и неповторим.
Дипак Чопра с Опрой Уинфри во время разговора о медитации
- Аналогичным образом восточный и западный подходы расходятся в отношении вопроса потребления воды. Существует множество различных теорий, в том числе такие, которые говорят, что люди должны пить 8-10 стаканов воды в день. Насколько я знаю, Аюрведа, а также традиционная японская и китайская медицина, советуют пить тогда, когда вы испытываете жажду, но при этом не пить слишком много. Интересно, каковы ваши мысли по этому поводу?
Я думаю, что переувлажнение может быть опасным. Несмотря на то, что все говорят о пользе питьевой воды для работы почек, чрезмерное её употребление может привести к различным нарушениям на физиологическом уровне, прежде всего, снизить способность почек к очищению и выведению токсинов из организма.
- Не могли бы вы подробнее рассказать об этом?
Почка – это особый орган нашего организма, наделённый способностью к избирательности. Если определенные компоненты в крови достигают предельной концентрации, то наши почки немедленно «считывают» это и избавляются от них. Если же вы употребляете излишнее количество жидкости, постоянно промываете и переувлажняете свои почки, то почечные рецепторы снижают свою чувствительность и перестают реагировать на мельчайшие изменения и колебания химических компонентов.
- Если перевести это на язык современной медицины, то Вы говорите о механизме действия гормона ангиотензина. А о каких именно нарушениях, связанных с ним, идёт речь?
Да, совершенно верно. Например, существует состояние, называемое психогенной полидипсией, когда люди начинают испытывать патологическое, чрезмерное чувство жажды. При этом нарушении снижается чувствительность организма к активному мочегонному гормону (АДГ или вазопрессину), а через некоторое время почки могут вообще перестать реагировать на него. Этот гормон контролируется именно ангиотензином.
- Я полагала, что натуропатический подход предполагает, что в современном мире люди потребляют так много токсичных веществ, которые попадают в организм вместе с фруктами, овощами и мясом, что нам необходимо употреблять больше воды, чтобы вывести яды из своего тела.
Только в той мере, какую предполагает здравый смысл. Важно понять, что механизм возникновения жажды зависит не только от того, что вы едите и не только от концентрации определённых веществ в организме. Жажда - это сигнал, который даёт нам сама природа, и, следовательно, она является лучшим индикатором того, сколько воды требуется нашему организму. Это естественный способ отбора, придуманный мудрой и умной природой. Когда мы перестаём доверять голосу своего тела, мы попадаем в ловушку рациональности и начинаем рассуждать о том, сколько стаканов воды в день нам следует пить.
Я думаю, что современные люди, в подавляющем большинстве, пьют меньше воды, чем следует, но не следует превращаться в навязчивых фанатиков ни в одном из вопросов: ни в вопросах потребления воды, ни в вопросах питания.
- Существуют также разные виды постов, когда люди употребляют только воду, соки, бульоны…
Они все имеют свой смысл и могут быть использованы в определённое время и для определенных людей. Иногда они могут помочь очистить организм от токсинов, но иногда, особенно в случае с определёнными типами тела, напротив, могут повредить.
- Как это?
Например, если вы обладатель Вата-конституции и все процессы метаболизма в вашем теле происходят мгновенно, то во время поста ваше тело в буквальном смысле начнет распадаться, а все процессы метаболизма, напротив, замедляться.
- Я - Питта, и я чувствую, что поститься мне довольно трудно.
Легче всего Капхам. Время от времени эта практика хороша для всех, но злоупотреблять ей тоже не следует. Если человек постится слишком много, то процессы метаболизма в его теле замедляются, начинают разрушаться мышечные ткани. При этом даже если он не ест слишком много, вопреки всем ожиданиям, он может наоборот начать набирать вес.
- Итак, в течение какого времени следует поститься, чтобы не навредить себе? Три-четыре дня?
Лично я полагаю, что Ваты могут поститься не чаще одного или двух раз в год в течение не более 24 часов. Капхам может быть достаточно одного раза в месяц, Питтам – двух раз, но также максимум в течение 24 часов.
- В последнее время в нашем журнале часто появляются материалы, которые говорят о высоком содержании пестицидов в продуктах питания и их опасном воздействии на здоровье человека. Однако официальная точка зрения утверждает, что их влияние на организм ничтожно и это не то, чем мы должны быть обеспокоены…
Я думаю, что мы должны заботиться об этом, потому что официальная точка зрения, чаще всего, является краткосрочной. Она редко смотрит трезво на происходящее. Нечто подобное происходит с фармацевтическими препаратами. Например, официальная точка зрения говорит о том, что испытания лекарственных препаратов на животных, показали их безопасность, а двадцать пять лет спустя обнаруживается, что «Прозак» или «Валиум» обладают высокотоксичным действием. Я думаю, мы должны серьезно относиться к этой проблеме.
- Но что каждый из нас может реально сделать для этого?
Мы можем что-то изменить, только объединившись, посредством группового сознания, которое выразит желание и стремление к безопасному и органическому земледелию. В США в этой сфере уже довольно много изменений, например, в штате Колорадо, сегодня нельзя купить мясо, загрязненное антибиотиками или содержащее эстроген.
- Во всём штате?
Да, в целом штате это теперь признанно незаконным. И это является отражением общественного мнения.
- Не думаете ли Вы, что мы несколько переоцениваем ценность пищи? На Западе тело до сих пор – это нечто вроде автомобиля, в который вы просто заправляете немного бензина и масла, и это более чем достаточно...
Я думаю, что самое приятное в еде - это возможность получения опыта. Во всех традиционных культурах существуют свои особые ритуалы и празднования, связанные с приёмом пищи… Мы же, расщепляя еду на калории, питательные вещества и т.д., стерилизуем этот опыт, добровольно лишаем себя всего радостного и праздничного, что связано с опытом принятия пищи, а это немаловажный фактор, который способен сделать еду полезной для здоровья.
- Из того, что вы сказали ранее о витаминах, я могу сделать вывод, что вы позитивно относитесь к тому, что многие люди принимают различные биологически активные добавки к пище?
Да, я сам принимаю их, потому что мне трудно гарантировать, что моя диета является полностью здоровой и полноценной, особенно во время путешествий. Для меня лично - это хороший способ подстраховаться.
- Каков ваш взгляд на употребление жиров? Жир – это самый настоящий кошмар для Запада.
Я думаю, что организм нуждается в определенном количестве жиров. Они необходимы для поддержания обменных процессов, полноценной работы липидных рецепторов, гормональной системы, для формирования нейропептидов. Если вы не принимаете жиры с пищей, то ваш организм самостоятельно начнёт преобразовывать питательные вещества в жир, а на это требуется много дополнительной энергии. Поэтому в Аюрведе топлёное масло, например, является частью ежедневного рациона.
Часто люди отказываются от употребления в пищу жиров из страха, что это приведёт к повышению уровня холестерина, – это является заблуждением. Результаты исследований показали, что уровень холестерина в организме регулируется ни его диетическим употреблением, а метаболическими процессами в нашем теле. Многие из них связаны с конституциональными и генетическими особенностями человека. Сегодня медики даже не уверены, что вред наносит именно холестерин, с большей долей вероятности – это токсичная перекись, которая является побочным продуктом жирового обмена.
- А как насчет пользы незаменимых жирных кислот – Омега-3 и Омега-6 в аюрведическом питании?
Я думаю, что во всем этом есть много правды. И что сбалансированное питание, которое трудно найти в наши дни, должно включать в себя незаменимые жирные кислоты.
- Из этого мы можем сделать вывод, что такие продукты питания как жирная рыба, играют определенную роль в аюрведическом питании?
Да, безусловно.
- Аюрведическая диета - это не обязательно вегетарианская диета?
Нет. Существуют духовные причины для того, чтобы быть вегетарианцем. Некоторые люди развились до определенного уровня, на котором их диета уже не является существенным фактором. Но аюрведическое питание может включать в себя и мясо, и рыбу.
- Считаете ли Вы, что Аюрведическая медицина развивается со временем? И если да, то какое влияние на это изменение оказывает Запад?
Я думаю, что аюрведическая медицина развивается и что некоторые научные выводы, которые делает западная наука, безусловно, влияют и будут влиять на некоторые идеи Аюрведы. Какие-то из них получат ещё большее обоснование, какие-то, возможно, будут развеяны. Как и в случае со всем остальным, мы должны понимать, что некоторые элементы аюрведического знания могли быть неверно истолкованы и поняты. Вполне вероятно, что те идеи, которые сегодня признаются истинными, могут оказаться ложными. Мы должны научиться отделять вещи временные и преходящие от вещей вневременных и непреходящих, благодаря которым Аюрведа и получила возможность стать учением всех времен и народов.
- В Ваших многочисленных книгах и трудах запечатлён тот длинный путь, который Вы проделали от медицины и своего опыта работы в качестве хирурга к идеям эзотерического и духовного содержания. Интересно, как за это время изменилось Ваше отношение к тем людям, которые обращаются к Вам в качестве пациентов?
Сегодня я, более чем когда-либо прежде, убежден, что исцеление – это явление духовного порядка. Что самое главное, это войти в контакт с той частью себя, которая является бессмертной, неизменной, вневременной и что именно этот опыт способен избавить Вас от страха, в том числе страха перед смертью. Если вы потеряли страх смерти, то уже не имеет значения, должны ли вы были умереть. Я думаю, что это более важно: потерять этот страх и почувствовать вечный дух.
Это вовсе не означает, что эмоциональное и физическое исцеление не важны. Само слово «исцеление» происходит от слова «святой». Слово «святой» происходит от слова «целое». И поэтому я признаю, что существенную роль в исцелении играют не только духовные, но также эмоциональные, физические и экологические факторы. Хотя считаю первыми наиважнейшими.
- Вы до сих пор ведёте врачебную практику?
Да, но не по принципу «один к одному». Мне кажется, что сегодня мое личное время лучше всего использовать, чтобы дать людям некоторое представление о собственном здоровье через семинары, лекции и книги, которые я пишу. При этом у меня есть собственный медицинский центр, в котором работает множество врачей, обученных аюрведической и западной медицине. Есть терапевты, аллергологи, семейные врачи, акушеры и гинекологи.
- Если мы возьмем несколько болезней, например, артрит или рак. Что происходит, когда кто-то, кто имеет эти заболевания, появляется в вашем центре?
Прежде всего они будут обследованы специалистами в области онкологии или артрита. И если есть что-то полезное из того, что им может предложить современная медицина, то мы будем использовать эти методы. Например, если у человека лимфома Ходжкина, которая очень хорошо реагирует на химиотерапию, то, без всякого сомнения, мы будем использовать её. Но в то же время мы будем применять и растительные лекарственные средства, и методы Панчакармы, мы будем использовать медитацию и лечебный массаж, а также подключать и другие методики и техники, которые могут способствовать исцелению. В некоторых случаях мы используем чисто аюрведический подход. Например, если кто-то заболел раком легких, и традиционная медицина ничего не может предложить данному пациенту, или, если мы имеем дело с артритом или ревматоидным артритом, когда высоко эффективными оказываются растительные препараты и йога.
Таким образом, у нас нет единой, заранее выработанной врачебной стратегии применительно к лечению какой-либо болезни - она формируется в зависимости от конкретного человека и особенностей течения его болезни. Люди могут иметь одни и те же заболевания, но принадлежать к разным подтипам, а потому и подходы к их лечению будут разными.
Нам удалось добиться того, что с нами сотрудничает ряд страховых компаний в Соединенных Штатах, благодаря этому сегодня мы получили возможность реализации некоторых из наших программ через государственные больницы.
- Каково ваше мнение о спонтанных ремиссиях?
Я думаю, что лучшим источником, который рассказывает об этом феномене, является монография, опубликованная Институтом Ноэтических наук в Калифорнии (Institute of Noetic Sciences in Sausalito California), - в ней задокументировано более 3800 примеров ремиссий почти во всех болезнях, известных человечеству. Таким образом, сегодня мы знаем, что нет болезни, которая бы не имела, по крайней мере, одного задокументированного случая спонтанной ремиссии. И поэтому как ученым нам надлежит понять, что если есть хотя бы один случай из миллиона или десяти миллионов случаев, то у этого должен быть какой-то механизм. Что он из себя представляет? Я думаю, что это нечто вроде многофакторной трансформации, которая в наибольшей степени связана со сдвигом в сознании.
- Некоторые люди не делают ничего особенного: ни изменяют привычной диеты, ни становятся участниками медицинских программ, но у них возникает ремиссия. Другие же выполняют весь спектр врачебных рекомендаций и, тем не менее, умирают.
Для того, чтобы какое-то событие произошло, требуется, чтобы вся Вселенная приняла в этом участие. Мы же неизменно склонны искать всему линейные объяснения. Так не бывает. Это своего рода таинственный сговор событий, которые происходят во всех сферах жизни. Это похоже на авиакатастрофу, на несчастный случай, который невозможно объяснить человеческим фактором или простым механическим сбоем в работе двигателя… Так и в случае со спонтанными ремиссиями, это удивительное и фантастическое совпадение множества событий, происходящих одновременно.
- Большое спасибо.
Мне было приятно беседовать с Вами.
Перевод подготовила Юлия Волохова